г. Набережные Челны пр. Московский, д. 140 оф. 210А(Форд Диалог) Пн-Пт 8:00-20:00

+ 7 (904) 763-95-54

yurist.chelny.00@bk.ru

База знаний

Подготовка досудебной претензии

24.02.2019

Урегулирование споров в досудебном порядке

Государством каждому гарантировано право на судебную защиту своих прав и законных интересов. Однако все, кто сталкивался с прохождением на практике судебной, процедуры могут заметить, что не такое уж это приятное и бесплатное занятие. Действительно, иногда целесообразно попытаться урегулировать возникшие противоречия с контрагентом мирным путем, что позволит избежать излишних затрат времени и средств.

Стоить отметить, что и законодатель предлагает сторонам правоотношений попытаться самостоятельно и без помощи государства разрешить возникшие спорные вопросы при совместной деятельности. При некоторых видах споров процессуальное законодательство предусматривает применение обязательного досудебного урегулирования споров. К таким категориям, например, относятся споры, возникающие из договоров перевозки или на оказание услуг связи и почтовых отправлений. Обязательным досудебное урегулирование споров является и в том случае, если стороны предусмотрели такой порядок в договоре.

Как же эффективно провести досудебное урегулирование спора?

К подготовке претензионных (досудебных)материалов следует отнестись с высокой долей внимательности, ведь эти материалы могут служить неплохими доказательствами в судебном процессе, если не удастся достигнуть мирового соглашения на этапе досудебного урегулирования споров. Однозначно, что подготовкой претензионных материалов должен заниматься юрист вместе со специалистами иных отделов предприятия: бухгалтером, сбытом, снабжением, транспортной экспедицией.
 

Требования к оформлению претензии

Закон предъявляет минимально необходимые требования к оформлению претензии, которые отличают её от обыкновенного письма, уведомления. В претензии в обязательном порядке должны содержаться реквизиты и наименования сторон, обстоятельства, указывающие на нарушение прав или обязательств по договору, обоснование выставленных требований, сроки рассмотрения претензии, а также - перечень документов, на которых основывается претензия. Претензия направляется стороне ценным письмом с описью почтового вложения (либо вручается полномочному представителю под роспись). Важно чтобы у отправителя остались доказательства передачи другой стороне именно претензии. Такие доказательства могут оказаться полезными при подаче документов в суд, а также - при оставлении претензии без рассмотрения.

Не стоит считать, что претензия это сугубо личная переписка между сторонами, и в ней могут содержаться любые сведения и допускаться вольное оформление. Согласно действующему законодательству, признанная претензия является исполнительным документом. То есть в случае признания претензии другой стороной её, вместе с ответом на претензию, без какого-либо дополнительного утверждения можно подавать в органы исполнительной службы, если должник признавший претензию по каким-либо причинам не может исполнить её.

Претензия может содержать, хоть и не обязательно, расчет штрафных санкций, предусмотренных как законом, так и договором между сторонами. Наличие такого расчета указывает на серьезность намерений заявителя, и в случае неудовлетворения либо оставлении без рассмотрения претензии дело будет передано на рассмотрение суда.

Не стоит долго рассказывать о преимуществах решения конфликта либо урегулировании спорных вопросов на досудебном этапе. Это и экономия средств и времени, также, при таком решении спора между контрагентами остаются благонадежные хозяйственные связи.

При всей простоте, в сравнении с судебным порядком решения спора, досудебное урегулирование конфликта требует серьезной подготовки и контроля со стороны заявителя, а также - внимательного отношения к содержанию претензионных требований со стороны нарушителя. Ведь факты, установленные в ходе досудебного разбирательства, перейдут при рассмотрении и в судебный процесс, где опровергнуть их (либо отказаться вовсе) будет не так легко. Поэтому подготовкой и контролем претензионных материалов должен заниматься профессиональный юрист.

Целесообразно вести учет претензионных материалов на предприятии: как исходящих претензий, так и полученных. Вовремя реагировать на поступающие претензии, и ни в коем случае, не оставлять их без рассмотрения. Ведь по ходатайству истца в судебном процессе на сторону, которая уклонялась от досудебного урегулирования спора, судом могут быть наложены дополнительные обременения (например, применены меры досудебного обеспечения исковых требований, по ходатайству другой стороны).
________________
Юрист ООО "Правовой Альянс" г.Набережные Челны.

Возврат к списку

Ошибка! (Произошли технические неполадки, попробуйте повторить позже)