г. Набережные Челны, пр. Московский, д.118(54/24а),2 этаж, оф.208 Пн-Пт 8:00-17:00

+ 7 (904) 763-95-54

yurist.chelny.00@bk.ru

База знаний

Правила ведения бизнеса в России

Правила ведения бизнеса в России 10.03.2019

По каким правилам «играют» в бизнес в России?


Развивать бизнес в России – это интересно, увлекательно и прибыльно.

Практически полное отсутствие «качественных» конкурентов, высокая доходность, быстрый рост экономики и огромные перспективы развития рынков внушают оправданный оптимизм.

Однако, не всё так гладко. Как любая развивающаяся экономика, Россия имеет ряд специфических особенностей, неочевидных для предпринимателей из стран с развитыми деловыми традициями, но определяющих успешность того или иного бизнес-проекта.

И, развивая свой бизнес в России, вы должны понимать, каковы основные «правила игры» на этом поле.

Так по каким же правилам «играют в бизнес» в России?

  •  Устные договорённости: Не подписано – ни к чему не обязывает.

Рукопожатие при завершении переговоров ещё не означает, что сделка будет заключена и, тем более, исполнена. Привычные для западного бизнеса и существовавшие в России до революции традиции неформальных сделок и сильного слова делового человека, к сожалению, утрачены за последние годы. Поэтому, улыбаясь и пожимая руки партнёрам после удачных переговоров, не забывайте о том, что вам предстоит сломать ещё много копий над сухими юридическими формулировками.

Совет: обязательно чётко фиксируйте на бумаге все договорённости с вашим российским контрагентом по переговорам.

  • Письменные договорённости: Подписано – может быть нарушено.

Удивительно, но даже подписанные документы не гарантируют полного и своевременного исполнения вашим партнёром по сделке своих обязательств. Входя в сделку, следует сразу фиксировать механизмы выхода из неё и устанавливать жёсткую ответственность за нарушения её условий. В отличие от развитых стран, репутация для российских бизнесменов и чиновников – не самый ценный актив. Главным критерием эффективности бизнеса является возможность быстрого получения дохода, и если нарушение договорённостей с вами принесёт вашему российскому контрагенту больше сиюминутных выгод, чем их выполнение – вы в зоне риска!

Совет: серьёзно задумайтесь о том, чтобы ваш партнёр был крайне заинтересован в долгосрочной работе с вами.

  • Переговоры: выиграл – проиграл?

Традиции бизнес-коммуникаций в России таковы, что любые переговоры (будь то с партнёрами, контрагентами или государством) воспринимаются российской стороной как «игра с нулевой суммой»: если вы довольны результатами переговоров, другая стороны чувствует себя побеждённой (даже если на самом деле вы пошли на значительные уступки и просто хотите показать свое позитивный настрой).

Совет: обязательно идите на мнимые уступки и дайте вашему российскому контрагенту по переговорам насладиться его «победой».

  • Защита своих интересов: Любые доступные методы хороши.

Суд в России – не самая быстрая, не самая справедливая и не самая непредвзятая инстанция для разрешения коммерческих споров. И уж точно – далеко не окончательная. Понятия объективности и беспристрастности, являющиеся нормой для судей на Западе, для российских судей гораздо менее важны, чем лояльность ко власти и личное материальное положение. Кроме того, существует огромное количество иных органов, способных сильно повлиять на перспективы вашего бизнеса – это бесконечные проверяющие, контрольные, разрешительные, согласующие инстанции.

Совет: с самого начала любой сделки чётко определяйте все возможные способы защиты своих интересов.

  • Сильный местный игрок: Конкурент или партнёр?

Российский рынок сильно очень молод – традициям ведения современного бизнеса едва перевалило за 20 лет. А привычка создавать государственные монополии существует уже более века. Отсюда традиционная нелюбовь российских бизнесменов к конкуренции и стремление использовать все доступные ресурсы (в числе которых не только экономические, но и административный, силовой и прочие) для подавления конкурентов. Это можно использовать в своих целях.

Совет: входя на рынок, постарайтесь выстроить конструктивные отношения с сильным местным партнёром (как коммерческим, так и государственный), с которым вы не являетесь прямыми конкурентами.

  • Государство в экономике: Доминирующее положение.

Собираясь развивать российское направление своего бизнеса, помните о том, что в России административная экономика, и государство в этой экономике – самый сильный игрок. Выстраивайте конструктивные отношения со всеми уровнями власти – федеральным, региональным, муниципальным. Используйте ресурсы крупных компаний с государственным участием. И помните – понятие «социальная ответственность бизнеса» в России звучит намного более «государственно», чем в развитых странах, где ответственное поведение бизнеса давно стало нормой.

Совет: заранее интересуйтесь расстановкой сил в местных властных структурах; не упускайте возможности сотрудничества с государственными компаниями; выясняйте объём будущих социальных обязательств вашего бизнеса.

Несложные правила, не правда ли? 

Их соблюдение позволяет значительно повысить эффективность ведения бизнеса в России. И это не только наше мнение – многие из наших клиентов столкнулись с этим на практике. Однако, постоянно помнить о них, как ни странно, трудно.

Но важно не просто знать эти правила. Пожалуй, ещё важнее быть уверенным в том, что юрист, которого вы нанимаете, также знает их и может эффективно их использовать в защите вашего бизнеса.



Решить проблему

Нажимая на кнопку "Решить сейчас!", вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных

Возврат к списку

Ошибка! (Произошли технические неполадки, попробуйте повторить позже)